Cравнение Anaplan и 1С
Предлагаем вашему вниманию наше небольшое исследование в части сравнения Anaplan и 1С как платформ для финансового планирования и бюджетирования.
Сравнение осуществлено по 12 ключевым критериям и призвано дополнительно проиллюстрировать следущие моменты:
1. 1С как платформа задумывалась, проектировалась и создавалась для транзакционного учета (бухгалтерского и налогового, в меньшей степени управленческого) и формирования регламентной отчетности;
2. Это ее родовое ограничение (в первую очередь технологическое, конструкторское и идеологическое). Оно принципиально, непреодолимо и не “лечится” никакими конфигурациями и никакими партнерскими решениями – эффективно поможет только создание новой платформы “с нуля”. 1С – не платформа для планирования;
3. Из самой платформы и ее многолетнего развития исходит и образ мышления фирмы 1С и ее “фокусных” партнеров – вещь также весьма трудноменяемая. Поэтому когда 1С и ее партнеры говорят о планировании, они в большинстве случаев все равно мыслят категориями учета, и в итоге получается планирование на основе учета (а не бизнес-планирование);
4. В то время как планирование – вещь принципиально иная, чем учет (в том числе намного более широкая, глубокая, гибкая и комплексная). Это, если позволите, иной мир со своими законами, и для поддержки процессов планирования в организации нужны решения принципиально иного класса и идеологии, а также принципиально иные технологии. Если не понимать этого, то может показаться, что “научить” нормально планировать можно любую систему, нужно только привлечь пару хороших методологов. Это ошибка, которая дорого обходится тем, кто ее делает.
5. Anaplan – платформа для ПЛАНИРОВАНИЯ нового поколения, использующая лучшие практики и принципы планирования и созданная людьми, всю жизнь занимавшимися планированием и поддерживающими его технологиями. Именно поэтому это лучшая система для планирования (а не потому, что она облачная или распространяется по подписке).
Таблица критериев оценки при сравнении решений/платформ для бюджетирования Декабрь 2016
1 Возможность поддержки и развития решения Бизнесом (финансисты, аналитики, экономисты)
Anaplan: Базовые средства моделирования и управления плановыми и бизнес-моделями/приложениями Anaplan позволяют Бизнесу поддерживать и развивать модели/приложения не сложнее (а в ряде случаев даже проще), чем в Excel, то есть силами аналитиков/экономистов/плановиков, не обладающими непрофильными знаниями (программирование, технич. оптимизация и проч.).
1C: Серьезно ограничена. Большинство действий, требующих изменения плановых и бизнес-моделей/приложений, выполняются не Бизнесом, а внутренними или внешними "техническими" специалистами (в том числе программистами) по запросу Бизнеса. Это тормозит развитие решения, удорожает и усложняет его поддержку, а также серьезно ограничивает внедрение "лучших практик" в области финансового и бизнес-планирования в организации.
2 Возможности многомерного анализа финансовых и бизнес-данных
Anaplan: Anaplan базируется на специально разработанных для многомерного анализа "больших данных" в режиме реального времени технологиях (в том числе специализированная многомерная СУБД нового поколения, функционирующая в оперативной памяти и содержащая запатентованные высокопроизводительные механизмы индексации и обработки многомерных данных).
1C: Серьезно ограничены возможностями платформы 1C, которая была изначально создана для обеспечения транзакционного учета, а не многомерного анализа. Для реализации возможностей анализа требуются специалисты высокой квалификации, "нестандартные" решения и т.д.
3 Возможности сценарного планирования/моделирования
Anaplan: Одна из ключевых возможностей и преимуществ платформы Anaplan, позволяющая пользователям любой квалификации создавать и управлять неограниченным количеством сценариев с практически любой, в том числе сложной бизнес-логикой. Бизнес-пользователи могут создавать сценарии, параметризировать их, анализировать, сравнивать, тестировать и т.д.
1C: Серьезно ограничены возможностями платформы 1C, которая не создавалась как платформа для гибкого управления бизнес-сценариями. Отсутствует необходимая для бизнес-аналитиков, экономистов, планивиков и менеджеров гибкость в части создания и управления сценариями, что не позволяет считать 1С плотноценной платформой для бизнес-планирования.
4 Работа с "большими данными"
Anaplan: Anaplan специально разработан как платформа для создания и управления большими и сверхбольшими (сотни и тысячи форм, десятки версий, сотни сценариев, десятки и сотни тысяч позиций в справочниках, десятки миллионов анализируемых транзакций и т.д.) плановыми и аналитическими моделями БЕЗ необходимости технической оптимизации и использования дорогостоящего оборудования, а также В РЕЖИМЕ РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.
1C: Работа с большими плановыми и аналитическими моделями серьезно ограничена технологическими возможностями платформы 1C и требует дорогостоящего оборудования и дорогостоящей же технической оптимизации силами специалистов высокой квалификации.
5 Производительность
Anaplan: Anaplan является полноценной платформой РЕАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ - подавляющее большинство пересчетов и калькуляций осуществляется в режиме реального времени (моментально или в течение нескольких секунд от действия пользователя) даже на сверхбольших моделях, причем без необходимости технической оптимизации и использования дорогостоящего оборудования.
1C: Сильно зависит от параметров оборудования и квалификации специалистов/программистов 1С.
6 BI/визуализация/отчетность
Anaplan: Anaplan - полноценная аналитическая платформа, которая имеет встроенные мощные BI-средства (включая гибко настраиваемые пользователями информационные панели), а также открытый интерфейс для прямой работы с лучшими сторонними BI-платформами (например, Tableau) и полную интеграцию с MS Office. Собственные средства визуализации и анализа сильно ограничены, базовым средством отчетности является механизм создания отчетных форм, создание и настройка которых не всегда доступны для Бизнеса и чаще всего выполняются сторонними специалистами по запросу Бизнеса.
1C: Возможности прямого взаимодействия со сторонними BI-инструментами ограничены достаточно закрытой архитектурой 1C, которая в большинстве случаев требуетпредварительного экспорта данных из 1С, который (экспорт) опять же обычно не делается Бизнесом самостоятельно.
7 Принцип "доступно отовсюду"
Anaplan: Полноценная реализация. 100% функциональности Anaplan (моделирование, управление данными и НСИ, анализ, визуализация и отчетность) доступно из любого браузера на любом устройстве (включая планшеты и смартфоны), что очень удобно как для Бизнеса, так и для топ-менеджмента.
1C: Реализован слабо. Пользователи "привязаны" к стационарным компьютерам или ноутбукам, полноценный "тонкий клиент" не реализован.
8 Интеграция с другими системами и источниками данных
Anaplan: Широкий набор удобных средств и интерфейсов для интеграции с другими системами и источниками данных (импорт-экспорт, интеграция на уровне СУБД, интеграция через API, поддержка современных пакетов и шин интеграции данных, таких как informatica, и т.д.). Большинство клиентов Anaplan в России успешно используют Anaplan совместно с различными конфигурациями 1C).
1C: "Родная" интеграция c 1C в рамках единой платформы (хотя опять же не во всех случаях, так как различные конфигурации и версии 1С, тем более от разных партнеров, далеко не всегда "дружат" между собой "из коробки"). В то же время, 1C является более закрытой платформой для сторонних систем и источников данных, чем Anaplan, из-за ориентации фирмы 1С на концепцию "всё на 1C". Это требует бОльших усилий в части интеграции со сторонними источниками; большинство интеграций осуществляется через импорт-экспорт (т.н. файловая интеграция).
9 Развитие платформы производителем
Anaplan: Реализованы лучшие практики "непрерывного развития" облачных систем нового поколения: 4-5 новых функциональных релизов в год, которые автоматически устанавливаются у всех пользователей и НЕ ТРЕБУЮТ перестройки существующих моделей/приложений, а также каких-либо затрат на стороне клиентов. Клиенты Anaplan постоянно получают новую функциональность с возможностью немедленного ее использования.
1C:Стандартный для обычного ПО принцип более-менее регулярно выпускаемых новых версий, то есть "скачкообразного развития" который достаточно сильно устарел для современного рынка бизнес-приложений. Обновление 1С даже в рамках одного поколения (например, Версия 7) требует дополнительных затрат на стороне клиентов, в то время как переход на новое поколение (например, миграция с платформы 1С 7 на платформу 1С 8) является серьезным и весьма дорогостоящим проектом.
10 Развитие решения за пределы финансового планирования и бюджетирования, реализация подходов "интегрированное бизнес-планирование" и "комплексное (сквозное) планирование"
Anaplan: Anaplan - полноценная платфома для интегрированного и комплексного бизнес-планирования и анализа: большинство клиентов используют ее для решения двух и более задач планирования и анализа в различных функциональных областях (Финансы, Стратегия, Логистика, Продажи, Маркетинг и т.д.). Многие клиенты реализовали т.н. "сквозное" планирование, охватывающее все области деятельности компании на единой платформе. Для клиентов доступны десятки готовых, полностью совместимых и бесплатных приложений от производителя, загружаемых и разворачиваемых на платформе по клику мыши (например, Планирование Спроса, Управление Ценообразованием, Планирование и оптимизация складских запасов, Планирование маркетинговых кампаний и акций, Планирование и управление мотивацией сотрудников, Планирование деятельности колл-центра, Стратегическое планирование и т.д.)
1C: Серьезно затруднено целым рядом факторов, включая функциональные и технологические особенности платформы 1C, а также компетенциями и политикой развития производителя (фирма 1С). "Слабые места" 1С, такие как сценарное и многомерное планирование, гибкое планирование на больших объемах данных, простота и скорость изменения моделей, визуализация и т.д. намного более критичны для т.н. операционного планирования (например, планирование спроса и маркетинга, территориальное планирование, управление мотивацией и компенсацией персонала), чем для стандартного финансового, поэтому внедрение там решений 1C еще более затруднено. Кроме того, фирма 1С сознательно не развивает собственные компетенции и лучшие практики в большинстве областей планирования за пределами бюджетирования, отдавая это на откуп партнеров, что приводит к необходимости для клиента выбирать из большого количества разрозненных конфигураций от разных партнеров (разной квалификации) и попыткам "подружить" их между собой. Как результат, обычное для клиента Anaplan непрерывное и последовательное "вытеснение" Excel из различных областей планирования и анализа является крайне редким явлением для клиента 1C.
11 Совокупная стоимость владения (ССВ)
Anaplan: В силу всех приведенных выше факторов, Anaplan показывает значительно лучшую совокупную стоимость владения (на стандартных 3 и 5-летних горизонтах сравнения) чем не только 1С, но даже другие специализированные платформы планирования (напр. IBM Cognos TM1 и Oracle Hyperion). Anaplan помогает организациям правильно оценивать и сравнивать совокупную стоимость владения за счет полноценного учета т.н. "скрытых" затрат и прочих существенных факторов влияния на стоимость.
1C: Несмотря на пресловутую дешевизну ПО (лицензионная составляющая), 1С в большинстве случаев существенно проигрывает по показателю ССВ (при правильном учете затрат) не только Anaplan, но и другим специализированным платформам планирования. Т.н. "скрытые затраты", такие как стоимость поддержки внедренного решения и его развития, оказываются значительно выше и как правило полностью нивелируют столь привлекательное по цене ПО (здесь позволительна ассоциация с рынком легковых автомобилей).
12 Средний срок внедрения решения для финансового планирования/бюджетирования в крупной компании
Anaplan: 3-4 мес (8-12 недель).
1C: 6-9 мес.